Казачинская Общественно-политическая газета Красноярского края

Первый ремесленный

Народная студия декоративно прикладного творчества «Казачий луг» приняла участие в Казачинском первом фестивале ремесел.

Два участника студии получили дипломы второй и третей степени. Диплом второй степени получила мастер по пропильной фанере лобзиком Анастасия Петровна Семенова, а диплом третей степени – Александра Сергеевна Дубовая, мастер по точечной росписи.

Экспозицию выставки «Казачьего луга» украшали работы двадцати мастеров в самых разнообразных техниках. Всего наша студия провела шесть мастер классов, один из которых вел школьник Сергей Непомнящих – резьба по дереву. Сергей с раннего детства занимается резьбой и в данное время достиг уже такого уровня, что ему поступают многочисленные заказы. Например, для таких праздников как Акатуй организаторы сделали Сергею заказ на ковши для пива в качестве подарков. На фестивале ему тоже поступил большой заказ на деревянные ложки, видимо понадобились для сценического выступления как реквизит.

А если вспомнить истоки, то всякая ложка на Руси имела свое назначение и название. Ложечку для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке величали «лжицей». На окончании черенка старообрядческой ложки для причащения вырезали двуперстие. Простая русская широкая ложка средней величины называлась «межеумок» (этим словом, кстати, обозначали не только ложку, а вообще все то, что было нечто средним, ни туда, ни сюда, не принадлежало ни к тому, ни к другому сорту). Знаток народного быта С. В. Максимов так охарактеризовал популярность изделий нижегородских умельцев: «Они мастерят… ложку «межеумок», которой вся православная Русь выламывает из горшков крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губ». Бурлацкая ложка «бутырка», название которой, по всей видимости, произошло от слова «бутырить» — переворачивать, мешать, перемешивать, была такой же широкой, как межеумок, но толще и грубее. Она считалась самой крупной. Бурлаки носили ее за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды как своеобразный знак отличия, «вывеску». Ложка баская, или боская, была долговатой и тупоносой, полубаская — немного покруглее (слово «баский» означало: красивый, красный, видный, разукрашенный). Носатой называли всякую остроносую ложку. Уж не про нее ли поговорка: «Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!» Делали в Нижегородской губернии и складные ложки — они были наиболее дорогими, а еще дюжинные, или чайные, горчичные, сливочные, икрянки и др.


Ольга Иванова, художественный руководитель народной студии ДПТ «Казачий луг»

Добавить комментарий

Версия для слабовидящих
3 июня 2019 года в Красноярском крае будет отключено аналоговое телевидение
Одноклассники
Архив новостей
Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Окт »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Наши контакты

Главный редактор

 

Барановский Олег Александрович